Эльгарова Юлия Хасанбиевна - воспитатель.
Картотека: Подвижные, малоподвижные игры для детей. Старшая группаКартотека: Подвижные, малоподвижные игры для детей. Старшая группаПодвижные и малоподвижные игры и эстафеты для детского садаИздавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.Основные задачи подвижных игр:- укреплять здоровье играющих; - способствовать их правильному физическому развитию; - содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; - воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества; - прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми. Подборка немногих игр в которые мои воспитанники очень любят играть в свободное время.«Палочка—стукалочка».Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами: - Раз, два, три, четыре, пять — Будет палочка стучать. А как скажет: - Скок, скок, - Отгадай, чей голосок? - кружится в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавлива¬ется, и тот, на кого указывает палочка, берется за другой ее конец и произ¬носить имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал. Правильно отгаданный становится водящим.«Гуси-лебеди».Играющие выбирают волка и пастуха, остальные - гуси. На одной стороне площадки - дом, где живут гуси, на другой - луг. В середине зала - овраг, там живет волк. Гуси пасутся на лугу, через некоторое время пастух зовет гусей, гуси ему отвечают. Пастух: Гуси, гуси! Гуси: Га-га-га! Пастух: Есть хотите? Гуси: Да-да-да! Пастух: Ну, летите! Гуси: Нам нельзя - Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Пастух: Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите! Гуси бегут домой, волк пытается их поймать (не выходя из своего овра¬га). Пойманные гуси выходят из игры. Волк гусей не ловит, а «салит» рукой.« Юрта».В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова: Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. Под мелодию без слов дети становятся в один общий круг и танцу¬ют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.«Охотники и утки».Дети делятся на две команды, одна - охотники, другая - утки. По краям площадки проводятся две параллельные линии. Команда охотни-ков делится пополам и занимает места напротив друг друга за линиями. В середине становятся утки. У охотников один мяч. По сигналу охотни-ки «стреляют» в уток, бросая в них мяч, а утки перебегают от одной линии к другой, стараясь увернуться от мяча. Тот, в кого попадает мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до последней утки, затем команды меняются местами. Правила: охотники не должны выходить за линию. Мяч друг у друга не отнимать.«Липкие пеньки».Три-четыре игрока садятся на корточки в обруч, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бега¬ют по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. «Осаленные» становятся пеньками. Правила: пеньки не должны вставать с мест.«Платочек».Игроки становятся в круг. Водящий с платком в руке за кругом бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кру¬гу. Тот, кому бросили платок, должен быстро его поднять и постараться догнать водящего, пока тот не встал на его место. Если он не успеет дог¬нать, то сам становится водящим.«Дотронься до...»По команде ведущего «Дотронься до...» играющие должны быстро сориентироваться и дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно на- зывать цвет, формы, размеры, игрушки, инвентарь, свойства предметов (гладкий, горячий, мягкий, колючий...), сочетания формы и цвета и т.д.«Лохматый пес».Играющие выбирают «пса». Он стоит в стороне. Другие дети мед-ленно идут к нему, приговаривая: Вот сидит лохматый пес, В лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, И посмотрим – Что же будет? Дети подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей.«Строим цифры».На полу заранее нарисовать цифры, которые могут повторяться (на-пример, две цифры 1 или две цифры 5). Играющие свободно передвигают¬ся по площадке. Ведущий считает до 10 и называет любую цифру. Дети должны быстро найти ее и построиться. Считать можно быстро, сокращая время нахождения и построения. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.«Защитим товарища».Дети образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них - товарищ, другой - защитник. Задача играющих - передавая мяч друг другу, запятнать товарища. Задача защитника - защи¬щать товарища, отбивая все мячи, которые бросают участники. Игрок, ко¬торый попал в товарища, занимает место защитника, предыдущий защит¬ник становится товарищем, а запятнанный игрок занимает место среди уча¬стников. Мяч надо передавать быстро, чтобы защитник не успел занять выгод¬ное место для защиты.«Прыгни - присядь!»Играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага друг от друга. Двое водящих с веревкой (скакалкой) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят натянутую веревку перед ко¬лонной (на высоте 20-30 см от земли). Играющие поочередно перепрыги¬вают через веревку. Затем, миновав колонну, водящие с веревкой поворачи¬ваются обратно, неся веревку на высоте 50-60 см. Дети быстро приседают, принимая положение группировки. Выигрывают те, кто, не задев веревки, сумел выполнить прыжки и приседания. Скорость игры постепенно повы¬шается.«Угадай и догони».(татарская народная игра) Играющие сидят поперек скамейки (верхом) друг за другом. Перво-му сидящему, который становится водящим, завязывают глаза. Ведущий молча подводит к нему одного из игроков. Тот кладет водящему руку на плечо и произносит: «Угадай!». Водящий, не снимая с глаз повязки, должен правильно назвать имя игрока. Если он угадывает, игрок еще раз дотраги¬вается до водящего и говорит: «Догони!». Водящий быстро снимает повяз¬ку и бежит за игроком вокруг скамейки. Игрок обегает скамейку, стараясь убежать от водящего и занять его место на скамейке. Если он успевает это сделать - становится водящим, если не успевает, то садится на скамейку последним. В игре устанавливается строгая очередность.«Спутанные кони».(татарская народная игра) Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны за линией старта. На некотором расстоянии от линии старта установлены по¬воротные флажки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки на обеих ногах (для усложнения можно держать палку между ног). Обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Выигрывает команда, закончив¬шая эстафету первой. Усложнение: можно ноги связать широкой резинкой.«Белый шаман».(игра народов Сибири и дальнего Востока) Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен. Тому из игроков, чей танец понравится ша¬ману больше всех, он отдает бубен. Получивший бубен должен повто¬рить ритм, проигранный водящим.«Жуки и пчелы».Играющие делятся на две команды: мальчики - «жуки», девочки - «пчелы». По команде «Жуки!» мальчики бегают по залу со звуком «ж-ж-ж», по команде «Пчелы!» девочки бегают со звуком «з-з-з». Правила: звуки произносить четко и звонко, внимательно слушать команды. Когда жуки летают, пчелы стоят молча, и наоборот.«Похитители огня».(армянская народная игра) По краям площадки (зала) чертят линии опасности (огня). Играющие делятся на две команды и выстраиваются вдоль линий опасности. Игру на¬чинают жеребьевкой. Один из играющих подходит к противникам, легким ударом по руке одного из игроков «крадет огонь» и убегает к своей грани¬це. Тот бежит за ним, стараясь поймать до того, как первый игрок добежит до своей границы. Пойманный становится пленником. Так продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо из команд не окажутся в плену. Правила: когда к шеренге соперников приближается игрок, они все обязаны вытянуть руки вперед. Догнавший убегающего имеет право еще раз подойти к шеренге соперников.«Михасик».(белорусская народная игра) Для проведения игры нужна обувь («лапти», или «калоши»), число пар которой дол¬жно быть на одну меньше, чем число участников. Играющие под музыку подскоками или шагом движутся по кругу вокруг «калош». С окончанием музыки каждый старается быстрее обуть «калоши». Ребенок, оставшийся без обуви, выбывает из игры и забирает одну пару «калош». Вариант: Играющие движутся по кругу со словами: Ты, Михасик, не зевай, не зевай! Лапоточки обувай, обувай! Правила: игроки обувают лапти только после окончания слов или музыки.«Сними шапку».(грузинская народная игра) В игре участвуют две или более команд. Они строятся в колонны у стартовых линий. Напротив каждой команды ставятся по две стойки (высо¬той 1 м), ближняя на расстоянии 2-3 м, а дальняя — 7-8 м от стартовой ли¬нии. На дальние стойки вешаются шапки. По сигналу игроки, стоящие в шеренгах первыми, бегут к дальней стойке, снимают шапку, возвращаются к ближней стойке и вешают шапку на нее, затем возвращаются к своей ко¬манде и передают эстафету следующему участнику. Следующий с ближней стойки переносит шапку на дальнюю и так далее, пока все дети по разу не примут участие в игре. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.«Цветочки на полянке».Дети выбирают себе названия цветов и садятся по всему залу. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цве¬ток и начинает его догонять. Когда убегающему цветку грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка, а сам са¬дится на пол. Убегает названный цветок. Правила: пойманный цветок меняет свое название. Нельзя повторять¬ся или называть имя уже имеющегося цветка. Вариант: называться можно не только цветами, но и зверями, рыба-ми, птицами, одеждой и т.д.«Светофор».Две команды выстраиваются друг против друга. У ведущего в руках кружки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Заранее оговариваются условия: на красный цвет - стоять, ноги вместе; на желтый — хлопать, стоя на месте; на зеленый - шагать. По сигналу - подъему кружка определенно¬го цвета - игроки выполняют заданные движения. Тот, кто путает сигналы и движения, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры остается большее количество игроков.«Запрещенные движения».Играющие образуют круг. Ставится условие, что можно повторять за ведущим все движения, кроме запрещенных (например, хлопать в ладоши, приседать или поднимать руки вверх и др.). Если ребенок по невнимательно¬сти ошибается, он должен сплясать или спеть, после чего игра продолжается. «Повар котята». Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли - сосиски. Повар разгуливает внутри отмеченного пространства - кухни. Дети (котята) идут по кругу вокруг кухни и повара со словами: Плачут киски в коридоре, У котят большое горе: Хитрый повар бедным кискам Не дает украсть сосиски. С последними словами котята забегают в кухню, стремясь схватить сосиску. Повар «осаливает» котят, они застывают в застигнутой позе. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара.«Космонавты».По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст: Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет! Только после последних слов дети разбегаются и занимают ракеты. I вариант: занимать ракеты по одному. II вариант: занимать ракеты по двое. Правила: заняв обруч, принять красивую позу с правильной осанкой. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и за¬тылками. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.«Найди свою пару».Играет нечетное количество детей, один из которых — ведущий. По ко¬манде ведущего «Гуляем!» дети идут в паре, по команде «Бегаем!» - бегут по кругу в одну сторону врассыпную по одному. По команде «Найди пару!» - должны быстро встать в свою пару. Ведущий тоже становится в пару с кемнибудь из играющих. Оставшийся без пары становится ведущим. Варианты игры: - образовывать пары, с кем хочешь; - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком.«Воевода».I вариант: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к друго¬му сидя на коленях, при этом произносят: Катится яблоко в круг хоровода, Кто его поднял — тот воевода... Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он встает и говорит: Я сегодня воевода, Я бегу из хоровода. Бежит за кругом, кладёт мяч между двумя любыми игроками и говорит: - Раз, два – не воронь, И беги, как огонь! Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.«Отгадай животное».Дети делятся на две подгруппы. Одна надевает маски зверей и приду-мывает движения, не соответствующие маске. Другая подгруппа отгадыва¬ет загаданное животное по движениям. Потом команды меняются местами. Выигрывает команда, которая даст больше правильных и быстрых ответов.Возьми предмет «Флажок».Предметы раскладываются по кругу. Дети становятся вокруг предме-тов на расстоянии одного шага от предметов и друг от друга. Игроки под музыку идут по кругу в одну сторону. Ведущий дает сигнал, называя пред¬мет. Задача каждого из играющих - как можно быстрее схватить названный предмет и поднять его вверх. Варианты: - лежат только флажки (ленточки, кубики); - брать предмет только после окончания музыки; - ведущий называет слова, не соответствующие названию предмета, но начинающиеся с той же буквы (например: форма, фокус, филин), и лишь когда игрок услышит слово «флажок» - он должен схватить его.Наше тело «Путанка».Дети, предварительно изучившие названия частей тела человека, ста-новятся лицом к воспитателю. I вариант. Воспитатель называет и показывает части тела. II вариант. Воспитатель только называет. Дети должны быстро по-казать. III вариант. Воспитатель называет одну часть тела, а по¬казывает другую, например, говорит: «Голова», а показывает локоть. Дети должны показать правильно только то, о чем говорит воспитатель. Побеждает тот, кто не ошибается.«Курочка и цыплятки»Выбирается ребенок - кошка. Он садится на скамейку на противопо-ложной стороне площадки. На другой стороне курятник, где стоят дети - цыплятки и их мама-курочка - ведущий. В середине зала двор. Курочка выходит с цыплятками погулять во двор и приговаривает слова: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, Не ходите далеко!» Дети-цыплятки ходят на носочках, высоко поднимая колени; ставя ногу на пол, полностью распрямляют колено, руки за спиной, грудь вперед. Мама-курочка продолжает: «На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка... Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет». Кошка встает и бежит за цыплятками, которые убегают в курятник. Пойманного цыпленка забирает кошка. Новой кошкой становится ребенок, который лучше всех выполнял ходьбу с заданием. 6 декабря 2022 в 08:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.