Эльгарова Юлия Хасанбиевна - воспитатель.
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельностиРазвитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством информационно - коммуникационных технологий Воспитатель :Эльгарова Юлия Хасанбиевна
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддьяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации. В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме. Проведя исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками, я сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути их развития. Коммуникативные способности можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. Сущность моей работы заключается в создании условий для развития коммуникативных способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Цель работы – включить воспитанников в театрализованную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их коммуникативных навыков. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Развивать коммуникативные способности в театрализованной деятельности с использованием ИКТ. 2. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). С помощью ИКТ помогать в создании выразительных средств. 3. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки). 4. Развивать речь (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь) 5. Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Формировать представление о театре как об искусстве используя средства ИКТ. 7. Совершенствовать музыкальные способности при создании художественного слова. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Решение задач, направленных на развитие коммуникативных навыков, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить? • Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности. • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка. • У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний. • Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность. • Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Я предположила, что преодоление этого противоречия возможно при использовании информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения, а богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, коммуникативные способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого– заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Специфические особенности информационных технологий могут позволить оценить их роль и в развитии коммуникативных способностей детей в театрализованной деятельности. Во-первых, информационные технологии позволят дополнить содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличат возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников. Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли. Во-вторых, уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.
Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих и коммуникативных способностей детей. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В этом в большой степени могут помочь информационно- коммуникационные технологии: например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный диктор. Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Здесь опять на помощь могут прийти информационно-коммуникационные технологии. В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ я включаю: • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; • игры-драматизации; • упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); • упражнения на развитие детской пластики; • коммуникативные игры; • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; • театральные этюды; • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; Система работы по развитию коммуникативных навыков детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ строится в соответствии со следующими принципами: 1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности. 2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. 3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности. 4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи. 5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В нашей группе есть центр по театрализованной деятельности, в котором находятся костюмы, ширмы, атрибуты для спектаклей, различные виды театров не только заводского производства, но и сделанные руками самих воспитанниками. На занятиях мы говорим о театре, о том, как он возник, для наглядности использовались мультимедийные презентации. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся говорить с выражением. Особую роль уделяется развитию у детей мимики и жестикуляции.Проводятся игры «Дедушка молчок», «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», «Игры с воображаемыми предметами», для иллюстрации некоторых игр используется экран для показа противоположных эмоций, различных жестов. Вместе с детьми мы прослушиваем сказки в записи профессиональных дикторов,сочиняем истории, играем в развивающие игры “Мое настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте” и др. Проигрываем мини-этюды, пантомимы, проводим конкурсы, литературной викторины с использованием мультимедийных презентаций. Часто проводятся развивающие игры «Зеркало», «Узнай по носу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки» и др. (игры сопровождаются сменой картин на экране), которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. В работе с детьми я применяю упражнения и этюды: «Бродячий цирк», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывание этюдов на основные эмоции «Грусть», «Радость», «Гнев», «Удивление», «Страх» с использованием мультимедийных презентаций: если названная эмоция показывалась правильно, то на экране появлялся сказочный герой, изображавший данную эмоцию. Большая роль уделяется работе по драматизации сказок. Сначала выбираем с детьми сказку, которую хотели бы поставить. Распределяем роли по желанию детей,используя показ спектакля на экране, затем обсуждаем с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли. Из простых русских народных сказок “Репка”, “Теремок” часто происходит превращение в новую, более интересную сказку. Ребята с удовольствием заучивают свои, иногда даже большие роли в стихах. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В результате использования информационно - коммуникационных технологий в театрализованной деятельности дети стали чаще играть в сюжетно-ролевые игры, самостоятельно придумывать замысел игры, развитие сюжета стали обсуждать между собой, привлекая при этом в игру детей, которые не стремились принимать участия в сюжетно-ролевых играх ранее. В свободное время дети начали самостоятельно разыгрывать различные сказки, рассказы, также стали разыгрывать сказки, придуманные самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что специально применяемые средства ИКТ, определенные в работу по театрализованной деятельности, дают ощутимый положительный результат. • Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. • Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. • В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. • Формируется положительное отношение к театрализованным играм. • Происходит постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к свободному построению ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений. • У детей появилось умение выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). • Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Применение средств информационных технологий для развития коммуникативных навыков детей в театрализованной деятельности: облегчает понимание и восприятие материала детьми; дает возможность более наглядно и эмоционально преподносить новый материал, закреплять уже пройденный; сокращает время на объяснение нового материала;развивает активность и самостоятельность детей. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах деятельности, самоутверждения в группе сверстников. Список используемой литературы: 1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003. 2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвещение, 2008. 3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 4. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды, Бодалев А. А. – М.: Педагогика, 2001. – 270. 5. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010. 6. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002. 7. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4. 8. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010. 9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001. 10. Лисина М. И. Общение и речь. - М.: Педагогика, 1985. – 208 с. 11. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000. 12. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет. - Волгоград: Учитель, 2011. "Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)" 23 ноября 2022 в 23:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.