Эльгарова Юлия Хасанбиевна - воспитатель.
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУПесочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, с помощью которой ребенок сможет создать картину мира, поставить преграду на пути жестокости, даст ощущение красоты природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла. Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать состояние ребенка. Первые взаимодействия детей друг с другом происходят в песочнице. Главная цель песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. В качестве песочной терапии я использую следующее оборудование: 1. Световой стол для рисования на сухом песке. 2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка. 3. Чистый, просеянный песок. 4. Кинетический песок. 5. «Коллекция» миниатюрных фигурок. Для усиления воздействия в процессе игр использую музыкальное сопровождение, например: «Звуки природы», «Пение птиц» и др. Песочная терапия особенно эффективна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания: · дети с заниженной самооценкой, тревожные и застенчивые; · дети гиперактивные; · дети, у которых имеется страх; · агрессивные дети; · дети, пережившие психическую травму. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Преимущество песочной терапии выражаются в том, что она: • способствует процессу индивидуализации; • снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие; • развивает воображение. Приемы, используемые мной на занятиях: - «Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.). - «Пройтись» ладошками, оставляя свои следы. - Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.). - «Пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки. В своей работе я использую песочную терапию как в индивидуальной форме, так и подгрупповой. Индивидуально ребенок открывается и начинает фантазировать, может даже персонажа представить, как себя и дальше продолжать в форме игры показывать свой страх. Негативные эмоции, конфликты и страхи находят своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе создания песочных картин все негативные проблемы ослабевают и исчезают - уходят в песок. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию». 14 ноября 2022 в 22:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.