Эльгарова Юлия Хасанбиевна - воспитатель.
Методика диагностики экологического образования детей дошкольного возрастаМетодика диагностики экологического образования детей дошкольного возраста Составила воспитатель Эльгарова Юлия Хасанбиевна. 1. Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребенка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части: 1-я часть - выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы: • Как ты узнал, что все это живое? • Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой? • Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек). • Зачем нужны (называются части и органы)? • Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему? 2-я часть - делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Задаются вопросы: • Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? • Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым? • Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь? 3-я часть - выявляются представления ребенка о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы: • Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? • Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)? • Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему? В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время. Задание 1.2 Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов. Метод - индивидуальная беседа. Вопросы: • Любишь ли ты животных и растения? • С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему? • Зачем нужны животные и растения? • Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему? • Может ли человек прожить без других людей? Почему? Задание 1.3 Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому. Метод - индивидуальная беседа. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы: • Как поступил мальчик (девочка)? Почему? • Как бы ты поступил на его (ее) месте? • Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей? Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3). 2. Отношение детей к природе Задание 2.1 Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях. Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий. Задание 2.2 Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях. Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: • Как себя чувствует живой объект? • Как ты это узнал? • Как ему можно помочь? • Хотел бы ты помочь животному или растению? • Почему ты хочешь ему помочь? Задание 2.3 Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора. Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор. 3. Практическая деятельность детей в природе Задание 3.1 Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями. Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно). Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается: • выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор; • ответить, каким станет растение после ухода за ним; • рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода; • подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда; • объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда. Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста I уровень - для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам небрежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлекательным живым существам; по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, почему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами. II уровень - дети проявляют к природе «+» отношение избирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом (к нему относят животных). У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных - движение, питание; у растений - рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата. III уровень - для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами; по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют; испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. IV уровень - ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность; владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка системны; видит многообразное значение природы, признает ценность жизни; имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в жизненных ситуациях. Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных действий; качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата; проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает самоценность живого; проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков. Рекомендуем посмотреть: Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по ФГОС Диагностика экологического образования детей дошкольного возраста Конспект «Экологическая тропа» в детском саду в соответствии с ФГОС Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения 14 ноября 2022 в 22:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.